Задержка речевого развития

Задержка речевого развития – это нарушение, характеризующееся запаздыванием усвоения устной речи по сравнению со сверстниками. Диагноз ставится, если к 2 годам малыш практически не произносит слов, а к 3-летнему возрасту у него еще не сформировалась связная речь. При данном нарушении наблюдается количественное недоразвитие словарного запаса, недостаточно сформированная экспрессивная речь. При задержке речевого развития ребенок может говорить, но для своего возраста делает он это очень слабо.

Согласно статистике ВОЗ за 2019 год, количество детей с данным нарушением в мире увеличилось на 270 %, и эта цифра продолжает расти по ряду причин. Однако задержка речевого развития может не доставить особых неудобств ни родителям, ни детям, если проблему своевременно диагностировать и не допустить ее перехода в более запущенные фазы. Эта задача ложится, главным образом, на плечи родителей, которым нужно обнаружить патологию у малыша, направить его на комплексное обследование и подобрать соответствующего врача. В случае же несвоевременной коррекции отставание в речевом, социальном и психическом развитии усугубится ему будет все тяжелее находить общий язык со сверстниками и интегрироваться в современное общество.

Типы задержки речевого развития

За последние 20 лет статистика диагностированных нарушений развития психической и эмоциональной сферы детей выросла больше чем в 30 раз. Задержки речевого развития (ЗРР) приводят к затормаживанию когнитивного развития (возникает ЗПРР – задержки психоречевого развития) и, наоборот, некоторые врожденные нарушения психики или неврологические патологии могут спровоцировать недоразвитость речевой сферы ребенка. Кроме того, выделяют еще и общее недоразвитие речи (ОНР), которое проявляется проблемами с формированием всех аспектов речи – фонетического, лексического, грамматического и семантического на фоне сложных речевых расстройств у детей с хорошим интеллектуальным развитием и полноценным слухом.

Существует 4 уровня речи, свидетельствующие о развитии языковых элементов у пациентов с ОНР:
  • 1 уровень, при котором речь полностью отсутствует (так называемый «безречевой ребенок»). У таких детей, как правило, развит только лепет – повторение отдельных слогов. Они подражают звуки, сопровождая свою речь жестами и мимикой. Например, когда говорят «мяу» на кошку или «биби» на машину.
  • 2 уровень. Жестикуляция и лепетание дополняются хоть и искаженными, но вполне постоянными словами общего потребления. Возможности произношения ребенка сильно отстают от возрастных норм, нарушается структура слогов. К примеру, им свойственно сокращать слоги: «малад» вместо «мармелад.
  • 3 уровень. У ребенка наблюдается фразовая развернутая речь, в которой прослеживаются задержки лексического и фонетического развития. Свободная речь затруднена, ребенок на этом уровне контактирует с другими только при знакомых, которые и вносят объяснения в их речь.
  • 4 уровень. Произношение звуков не нарушается, однако сами звуки в речи недостаточно четко различаются. Ребенок может переставлять звуки и слоги в словах, сокращать согласные, менять и пропускать слоги. Дикция нечеткая, артикуляция вялая.

Общей характеристикой ОНР считается позднее появление первых слов – в 4-5, иногда и в 6 лет. Наблюдается снижение речевой активности, речь слабо разборчива, с некорректным фонетическим и семантическим оформлением. Недостаточная речевая деятельность приводит к ухудшению памяти, нарушению концентрации внимания, познавательной активности, когнитивных функций. У малышей недостаточно развита координация движений, общая и мелкая моторика.

Признаки задержки речевого развития

Задержки прогресса в умении выговаривать слова чаще всего диагностируют у детей старше пяти лет, из которых только 25 % страдает от ЗРР. Объяснение этому простое: ребенок начинает этап активной коммуникации именно в этот период, иначе родители могут заподозрить проблему. Однако в 5-летнем возрасте уже достаточно поздно начинать лечение ЗРР или ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не начал говорить вообще, то вероятность излечения составляет всего 0,3 %, а при обнаружении развития после 7 лет – классическая медицина разводит руками.

Конечно, вероятность излечения задержки речевого развития зависит от стадии заболевания и используемых методов. Однако максимально раннее выявление симптомов данного нарушения (в идеале в возрасте 2-4 лет) повышает шансы полного выздоровления.
ЗПРР, обусловленная генетическими факторами, может начинать проявляться у детей в достаточно раннем возрасте. О проблеме с психоречевым развитием свидетельствуют следующие признаки:
  • 3 месяца: дети не реагируют на жестикуляцию и речь родителей, отсутствие улыбок (эти симптомы также являются характерными признаками актизма).
  • 7-8 месяцев: ребенок не лепечет.
  • 1 год: дети с ЗПРР очень тихие и практически не издают звуков.
  • 2 года: знают и повторяют очень мало слов, новые слова не запоминают и не повторяют их за другими.
  • До 3 лет: ребенок знает не более 15 слов, при этом не в состоянии составлять из них фразы, не понимает названия объектов, имен.
  • 3 года и старше: самостоятельно не составляет предложения и большие фразы, не понимает простых рассказов. Речь обычно быстрая с «проглатыванием» окончаний или же, наоборот, очень медленная с растягиванием слов. Отвечать на обращение взрослых ребенок может дословным повторением сказанного.

У детей, страдающих от задержек речи или психоречевого развития, может наблюдаться избыточное отделение слюны, рот практически всегда приоткрыт. Такие дети зачастую чрезвычайно активны, очень агрессивны, невнимательны. Они быстро утомляются и имеют слабую память. У них заторможены реакции, недостаточно развитое воображение и ограниченное количество проявлений эмоций. Дети с ЗПРР испытывают огромные трудности в налаживании коммуникации со сверстниками, поэтому зачастую избегают любых контактов. Недоразвитость речевой сферы нередко сопровождается физической слабостью и ДЦП.

Симптоматика задержек может проявляться и определенными органическими изменениями. При энцефалографии или исследовании методом вызванных потенциалов могут обнаруживаться определенные нарушения в области левого полушария, которое как раз и отвечает за развитие речи у человека. Чем более продолжительное время ребенок испытывает проблемы с речью, тем хуже это сказывается на его психическом и интеллектуальном развитии. Ведь, чем он старше, тем больше информации получает из речи, в разговорах. Это очень весомая причина начать лечение как можно раньше.

Основные причины нарушений

ЗРР и ЗПРР не являются самостоятельными патологиями, это результат нарушений работы мозга и нервной системы. К ним могут привести следующие этиологические факторы:
  • Перенесенные болезни матери в период вынашивания. Нарушить нормальное развитие плода могут различные травмы, интоксикации и инфекционные агенты.
  • Недостаточное поступление кислорода к плоду (гипоксия).
  • Тяжелое протекание родов – преждевременные, стремительные роды, роды с обвитой пуповиной.
  • Родовые травмы – перинатальная энцефалопатия, травмы позвоночника, головы и шеи.
  • Тяжелые инфекционные заболевания, которые привели к мозговым патологиям и травмам у младенцев.
  • Генетические и хромосомные нарушения, нарушающие структуру мозга.

Кроме того, нарушить или задержать прогресс речи у ребенка может неправильное воспитание: например, слишком сильная опека или, наоборот, отсутствие внимания со стороны родителей, а также жестокое обращение. Чаще всего дети с нарушениями речи воспитываются в неблагополучных и асоциальных семьях. Нередко к ЗПРР приводят перенесенные тяжелые психические травмы.
Задержать речевое развитие могут врожденные патологии и метаболические нарушения в центральной нервной системе, эпилепсия, мозговая ишемия и гидроцефалия, увеличенное внутричерепное давление, детский церебральный паралич, сосудистые нарушения в мозге, лейкодистрофия и нарушения динамики ликвора.

Таким образом, запаздывание усвоения устной речи развивается на фоне нарушений работы головного мозга (вследствие травм или инфекционных поражений), некоторых генетических патологий (наблюдается усугубление ЗПРР в каждом новом поколении), тревожной психологической атмосферы, в которой развивается малыш. Поэтому терапия должна быть направлена не только на само нарушение речи, но, главным образом, на первопричины ее возникновения.
Однако современная классическая медицина не в состоянии объяснить причины задержки речевого развития, а также четко объяснить рост статистики заболеваемости детей в последние 10 лет. Кроме того, лечение медикаментами чревато побочными эффектами.

Согласно результатам клинических исследований Института остеопатии СПбГУ и СЗГМУ им. И.И. Мечникова, при проблемах с речью у детей практически в 99% случаев наблюдается повреждения структуры черепной коробки и позвоночного столба. Они и являются первопричиной.

Зачастую данные повреждения вызваны нарушениями в период вынашивания и родов. Поэтому увеличение количества методов родовой стимуляции и рост случаев кесарева сечения (в том числе без медицинских показаний) приводят к увеличению количества ЗПРР.

Однако причины недостаточности развития могут заключаться в другом. Это бытовые и спортивные травмы, иногда даже слабый толчок может нарушить мозговую деятельность у детей . Результат один: разные участки мозга начинают некорректно или недостаточно активно функционировать.

Проблемы с речевой сферой свидетельствуют о том, что пострадали те участки, которые отвечают за интеллект и речь, а это создает детям не только медицинские, но и социальные трудности.
Смещение костей черепа и верхних шейных позвонков приводит к выраженному напряжению в очень важном подзатылочном участке, где расположены выходы черепно-мозговых нервов, которые отвечают за иннервацию челюстноречевого аппарата . При этом родители могут даже сами определить, что малыш был травмирован. Признаки следующие:
  • неровная форма черепной коробки;
  • ребенок вынужденно меняет положение головы и тела в одну сторону;
  • малыш часто плачет и срыгивает, запрокидывает голову и тело назад, плохо спит;
  • неравномерный тонус правой и левой половин тела.
Зачастую они свидетельствуют о повреждениях в основании черепной коробки и шейных позвонках. И, если это своевременно не устранить, то в будущем возможны серьезные проявления дизартрии.

Особенности остеопатического лечения

Структурные и механические повреждения черепной коробки и позвоночного столба невозможно устранить только медикаментами, физиотерапией или логопедическими занятиями. В таких случаях эффективна физическая коррекция (ручная). Именно этим и занимается остеопатия – механика человека. Если у малыша нет проблем со зрением или слухом, то остеопатическая медицина станет эффективным дополнением в комплексной программе лечения.
Мягкое воздействие врача-остеопата:
  • устраняет напряжение с позвоночника;
  • восстанавливает анатомически верное положение шейных позвонков и костей черепной коробки;
  • нормализует кровообращение головного мозга;
  • уменьшает тревожность;
  • активизирует защитные силы организма.

Это позволяет нормализовать положение языка и челюсти, что упрощает разговорную речь и ускоряет развитие вербальных функций. Кроме того, в тонус приводятся и лицевые мышцы, необходимые для воспроизведения слов. Процедуры совершенно безболезненны и не требуют хирургического вмешательства. Важно, что детей не нужно заставлять посещать такие сеансы, наоборот, во время лечения они расслабляются и успокаиваются, что еще больше увеличивает эффективность терапии.
Врачи остеопатической медицины клиники «Качество жизни» обнаруживают нарушенные при родах или травмах участки и работают с ними руками. В результате восстанавливается правильное положение анатомических структур, а к пациентам возвращается двигательная активность. Зачастую это участки, которые больше других подвергаются травматическому воздействию во время родов – в частности, 1-2 позвонки шеи, шейный отдел позвоночника, затылочно-височные швы, а также повреждения внутри самой затылочной кости и основной шов черепной коробки. Такое воздействие восстанавливает нормальную работу костной ткани, нервной системы и кровообращения. Нормализация микроциркуляции крови в клетках головного мозга активизирует его функционирование и улучшает поведение.
Эффективность остеопатической терапии при ЗРР и ЗПРР составляет свыше 85%, и это доказано клинически. Институт остеопатии СПбГУ исследовал малышей с дизартрией – общим недостаточным развитием речи. Половина исследуемых проходила классическую терапию с участием специалистов неврологии, логопедии и детской психологии, а половина – у логопеда и специалиста по остеопатии. 3 месяца терапии показали более высокую эффективность экспериментальной группы по сравнению с контрольной – эмоциональное возбуждение уменьшилось (63% против 47%), психоречевое развитие улучшилось (у 90% против 73%), а интеллект вырос (57% против 46). Малыши, проходившие остеопатическую терапию, имели гораздо меньший процент нарушений на уровне анатомических структур. Это позволяет прогнозировать их более гармоничное развитие в будущем.

В большинстве случаев устранение первопричин (если это возможно) в сочетании с грамотно организованной коррекционной работой дает возможность пациентам с ЗПРР догнать своих сверстников уже в старших классах. В этих случаях крайне важно включить в стратегию лечения не только врачей, но и родных малыша. В случае несвоевременной или некорректной работы нарушения речи могут привести к тому, что ребенок будет серьезно отставать от одногодок в интеллектуальном и психическом плане, что станет причиной множества трудностей при школьном обучении. Чтобы этого избежать, кроме посещения специальных занятий, родители должны уделять ребенку больше внимания, лучше слушать его, проявлять уважение и интерес к его внутреннему миру, расширять кругозор.

Заключение

В борьбе с нарушениями речи помощь врача остеопатической медицины незаменима. На приеме специалист деликатно воздействует на участки, которые отвечают за челюстноречевые функции, устраняет напряжение всех структур головы, механические повреждения, зажимы в связках и мышцах. Аккуратная работа с костями черепа улучшает кровоснабжение головного мозга и лимфоток, повышает эластичность мозговых оболочек и активизирует те участки коры, которые отвечают за тот или иной аспект речи.

Чем раньше начнется терапия, тем лучше у ребенка сформируются навыки речи. В идеале лучше успеть до 5-летнего возраста, поскольку именно в этот период затылочная кость частично окостеневает. В 7 лет уже полностью формируется канал подъязычного нерва, и с этого времени уже будет намного сложнее оказать помощь при логопедических нарушениях. Однако даже после семи лет остеопатическая помощь оказывается достаточно эффективной, просто для достижения положительных результатов нужно больше времени.

Устранять недостаточное развитие речи наиболее эффективно в тесной работе с логопедом. Именно связка остеопат-логопед позволит получить максимально быстрые и стойкие результаты.