Задержка психического развития: причины, признаки, особенности остеопатической коррекции

Первые месяцы и годы жизни малыша – период новых открытий и важных событий как для самого ребенка, так и для его родителей. Близким следует отслеживать каждый этап развития ребенка – эмоции, звуки, слова, движения. Иногда родителям кажется, что другие малыши развиваются быстрее и умеют больше, но зачастую через определенное время дети наверстывают упущенное, и уже не отстают от сверстников по нормам развития. И, если определенные эмоциональные и поведенческие особенности можно связать с детским возрастом, то во время подготовки к школе и в начале учебы отставание становится особо явным. Признаки задержки развития даже у самого маленького ребенка свидетельствуют о каких-либо нарушениях.
Комплексная терапия у невролога, логопеда и психолога зачастую направлена на улучшение речи и психического здоровья в целом. Однако классические методики не позволяют обнаружить и, тем более, устранить изначальные нарушения. Иными словами – при ЗПР этих методик недостаточно.

Отставания в психоэмоциональной сфере сопровождаются и могут являться результатом структурных повреждений позвоночного столба и черепной коробки. Чаще всего они вызваны проблемами в период вынашивания и родов – ранними, затянувшимися или стремительными родами, удушением, родовыми травмами.

И, вероятно, именно растущая популярность методик стимуляции родов и популяризация кесарева сечения (даже если медицинские показания отсутствуют) приводят к увеличению процента нарушений.

Возможны и другие причины. Это бытовые или спортивные травмы, иногда даже легкий подзатыльник может нарушить работу мозга. Результат один – разные участки головного мозга начинают некорректно работать. ЗПР означает, что пострадали зоны, отвечающие за речь или интеллект.

Структурно-механические повреждения черепной коробки и позвоночного столба невозможно устранить при помощи медикаментов, психотерапии или работы с логопедом. Их можно скорректировать только физически, руками. Именно этим и занимается остеопатия – человеческая механика.

Остеопатическая помощь позволит не только устранить причины отсталости развития, но и предотвратить развитие других заболеваний в будущем. Несколько сеансов в клинике «Качество жизни» — лучший подарок детям на всю жизнь.

Задержка психического развития: особенности и симптомы

Отставание в психическом развитии характеризуется тем, что ребенок запаздывает в интеллектуальной, психической, психоэмоциональной сферах. ЗПР проявляется нарушениями познавательных процессов – мышления, внимания, памяти. Это вызывает проблемы с учебой, что начинает быть особенно заметно еще в детском саду или в начальной школе, когда ребенок выходит на новый уровень развития. Определенные задержки родители или педагоги могут заметить намного раньше, но диагностировать ЗПР можно только тогда, когда малыш начинает умственную деятельность – обычно это возраст 4-6 лет. Обнаружить проблему и начинать лечение следует до 7-9 лет.

Иногда ЗПР наблюдается еще в младенчестве. Такие дети позже других начинают интересоваться игрушками, воспринимать и воспроизводить речь. Физическое развитие не отстает.
Нередко детей с данным нарушением в школе или саду называют несерьезными. Малыш очень забывчив, рассеян, не может сконцентрироваться на чем-то и мешает другим. Во время урока он может разговаривать сам с собой, играть, гулять по классу. Часто такие дети медлительны и растеряны, им тяжело концентрироваться и сосредотачиваться на чем-то одном. При ЗПР нарушается работоспособность, словесное и логическое мышление, задержка формирования причинно-наследственных связей.

Простые показатели нормального психического развития, которые видны непрофессиональным взглядом:
  • Моторное развитие идет по графику. Ребенок последовательно проходит все стадии вертикализации.
  • Развитие мелкой моторики происходит согласно возрастному плану:
  • С 2,5-3 месяцев малыш хорошо фокусирует взгляд и становится все более любопытным к окружающему миру.
  • С 3,5-4 месяцев в ответ на общение выдает комплекс оживления. Активно машет ручками и ножками, меняется мимика лица, малыш «гулит».
  • К 5 месяцам малыш начинает смеяться в голос.
  • С 6 месяцев выстраивает лепетные цепочки, подолгу разговаривая на «своем языке». К 10-11 месяцам появляются четкие звуки с согласными. К 1,2-1,3 годам – первые слова: «мама», «папа», «дай».
  • С 8-10 месяцев ребенок начинает реагировать на свое имя. Поворачивать голову на обращение к нему, улыбаться близким.
  • С 8-9 месяцев начинается «синдром незнакомца». Четко разделяет «своих» и «чужих».
  • К 12 месяцем малыш показывает части своего тела и знакомые ему предметы по просьбе взрослых.
  • Ребенок не может долго быть один. Он требует общения и игр с ним. Не может долго играть в одни игрушки. Постоянно требует «смены декораций.
Если происходит развитие по всем показателям раньше – прекрасно, если же один-два показателя задерживаются – соберите информацию у квалифицированных специалистов.

Родители детей и педагоги могут заподозрить ЗПР если ребенок в первом классе:
  • не может понять правил детских игр;
  • постоянно молчит;
  • в бытовой сфере не самостоятелен;
  • с трудом читает, считает, пишет;
  • резко меняет планы, не может сконцентрировать внимание, часто забывает, что хотел сделать;
  • умственная деятельность может доставлять ему эмоциональные и даже физические страдания;
  • не усваивает правила поведения в той или иной ситуации;
  • неуместно проявляет эмоции – истерит, смеется, плачет;
  • испытывает проблемы в общении со сверстниками.
Очень важно не пропустить явные признаки и показать малыша специалисту. В лечении задержки ведущее место занимают невролог, нейропсихолог, дефектолог и логопед. Но помощь специалистов остеопатии очень важна.

ЗПРР и остеопатия

Нередко проблема отставания психического развития сопровождается проблемами с речью. Такое нарушение называется задержкой нормального психоречевого развития. ЗПРР – распространенное заболевание: согласно статистике ВОЗ за 2019 год, количество детей с данным нарушением в мире увеличилось на 270 %, и эта цифра продолжает расти по ряду причин.

С чем же связана ЗПРР? Для начала речеобразования ребенку нужен слух. Со всей его сложной системой: среднее и внутренне ухо, нервы, передающие сигналы в головной мозг и кору мозга. Пониманием смысла услышанного в коре заведует зона Вернике, которая расположена в височной части. Если она повреждена, человек слышит обращенную речь, как набор бессмысленных звуков. В меньшей степени развитие речеобразования происходит с участием зрительного анализатора. Но и он имеет огромное значение. С его помощью глухие люди «читают» по губам говорящего.
Непосредственно для осмысленной речи человеку нужен периферический речевой аппарат — дыхательная система:

  • Говорим мы на выдохе. Струя воздуха попадает в гортань. Голосовые связки сдвигаются. Начинается фонация или голосообразование
  • Звук попадает в ротоглотку, где усиливается и темброобразуется с помощью мягкого неба, пазух носа и других анатомических структур\
  • Начинается артикуляция (звукообразование). Здесь огромную роль играют язык, движение губ и нижней челюсти.

Все анатомические структуры «опутаны» сложной системой нервов, которые управляют их ощущениями и мышечными движениями, связывают периферический речевой аппарат с центральным – подкорковыми ядрами в среднем и продолговатом мозге. От этих ядер туда и обратно идет информация к коре головного мозга, зоне Брока (лобная часть).
Основная функция зоны Брока – осознанная речь. Нейронные коды слов преобразуются в последовательность артикуляций. Она так же обеспечивает правильный порядок слов и их допустимые сочетания — то есть грамматику высказываний.

Дугообразный пучок соединяет в коре мозга зону Вернике и зону Брока, образуя систему, отвечающую за речь. Услышал-понял смысл услышанного-дал адекватный ответ.
Учитывая такую анатомическую сложность речевого аппарата, диагностика задержки речи также очень сложна. При этом проблема может быть на разных уровнях – обследование и терапия требуют комплексного подхода и работы слаженной команды специалистов во главе с неврологом.

В лечении важную роль играют
и специалисты остеопатии:

  • Большинство нервов, которые обеспечивают работу периферического речевого аппарата, выходят из соединения затылочной кости и первого шейного позвонка. А нерв, отвечающий за движение языка, проходит непосредственно через затылочную область. Эти участки наиболее подвержены родовым травмам, с которыми успешно работают специалисты остеопатической медицины.
  • Специалисты остеопатической медицины умеют балансировать кости черепной коробки, что улучшает кровоснабжение мозга и венозный отток.
  • Врачи могут мягко снять мышечный спазм на всем протяжении органов, которые отвечают за речь.
Кроме того, они эффективно устраняют тревожность и эмоциональное переживание у плохо говорящих детей.

Остеопатическая коррекция ЗПР

Поиск и устранение первопричины ЗПР – основная цель остеопатической коррекции. Здоровый организм способен сам избавиться от нарушения или смягчить его проявления. Но для этого его нужно привести в состояние баланса, восстановив все структуры. Специалисты остеопатической медицины работают с детьми любого возраста, включая младенцев первых дней жизни:

  • Послеродовой остеопатический сеанс позволит предотвратить у малыша ЗПР в будущем. Особое внимание должны уделять родители детей, находящихся в группе риска. Такие малыши по медицинскому заключению могут быть совершенно здоровы, но некоторые факторы могут свидетельствовать о необходимости показать ребенка специалисту. К этим факторам относятся проблемы во время беременности, общие заболевания матери, родовые травмы. Недоношенных и ослабленных детей также следует лечить у в клинике остеопатии, но только после того, как их состояние нормализуется. Если беременная мать переносила острые инфекционные заболевания и испытывала стрессы, высока вероятность того, что у ребенка будет задержка в интеллектуальной, эмоциональной или психической сферах. Проблемы с развитием часто вызваны гипоксией, которая усугубляется во время родовой деятельности. Кислородное голодание впоследствии вызывает болезнь.
  • Для начала остеопатической коррекции важно показать малыша специалисту как можно раньше, не дожидаясь школьного и даже годовалого возраста. Врач за несколько сеансов способен устранить причины будущих проблем с развитием. Для профилактики у подрастающих малышей потребуется больше сеансов, чем у младенцев, а в школьном возрасте организм уже адаптируется к нарушению, поэтому нужна более длительная терапия.
  • Если малыш родился в результате кесарева сечения или акушерских пособий, у него могут быть смещены кости черепной коробки и шейного отдела, что нарушает кровоснабжение головного мозга. Такие травмы невозможно выявить методами аппаратной диагностики, но они сильно ухудшают качество жизни и способны вызывать психическое отставание. Специалисты остеопатической медицины обследуют маленьких пациентов при помощи рук, устраняя зажимы и освобождая место для свободной циркуляции крови. В арсенале специалистов также есть методы, которые способствуют нормальному оттоку венозной крови от структур мозга, в результате чего снижается внутричерепное давление.
  • Посетить специалиста должны и родители тех детей, которые даже при нормальном развитии перенесли травмы, падения, инфекционные заболевания. После того, как острая фаза закончится, ему потребуется грамотное восстановление.
Даже самые современные методы аппаратной диагностики не способны выявить скрытые патологии и нарушения, которые способствуют болезни. Это связано с тем, что организм детей включает защитные механизмы и задействует собственные внутренние ресурсы чтобы выжить. Данные механизмы проявляются спазмированием, мышечным напряжением, сдвигами частей тела. Цена выживания – отставание психоэмоционального и интеллектуального развития. И методы остеопатии способны вывести организм из защитно-компенсаторного состояния.

Остеопатическое лечение различных нарушений развития

К сожалению, родители часто впервые обращаются к специалисту остеопатической медицины уже после обнаружения проблемы ЗПР. Проблемы с произношением, повышенная утомляемость и вялость, возбудимость, бессонница, боли в спине и шее, частые головные боли – все это сопутствует запозданию. У малышей находят все больше диагнозов, симптомы которых начинают приобретать хронический характер.

Во время диагностики врачи клиники «Качество жизни» оценивают общее состояние маленьких пациентов:
  • мышечный тонус;
  • эластичность связок;
  • симметрию скелетно-мышечных структур;
  • плотность, температуру и цвет кожных покровов;
  • особенности дыхания;
  • подвижность суставов и другие факторы.

Кроме осмотра ребенка, врач расспрашивает родителей об особенностях протекания беременности и родов, о наследственных и генетических заболеваниях. Он уточняет время появления первых симптомов ЗПР, их характер и специфику проявления.

Лечение безболезненное. Чуткие руки врача устраняют причины ЗПР – возвращают кости, органы, мышцы и ткани на свои места, восстанавливают целостность всего организма. Задержка успешно лечится краниосакральными техниками, основанными на работе с системой «голова-позвоночник-копчик». Восстановление ритмичного течения церебральной жидкости в позвоночнике приводит к существенному улучшению самочувствия и провоцирует скачок развития. Висцеральные и структуральные техники направлены на работу с внутренними органами и костно-мышечными структурами, патологические изменения в которых наблюдаются у малышей с проблемами развития.

Заключение

Задержка может быть вызвана огромным количеством причин и факторов. Чаще всего к ней приводят органические повреждения, возникшие либо в перинатальном периоде, либо вследствие родовой травмы, неудачного падения, ушиба или другого повреждения.
В таких случаях остеопатическое лечение просто необходимо. Врач обследует организм для выявления всех нарушений и отклонений, потом приступает к непосредственной коррекции.
Мягкие и безболезненные манипуляции устраняют:
  • зажимы и блоки в системе мышц и связок;
  • повреждения костных структур;
  • нарушение оттока жидкостей (крови, лимфы, ликвора).

Кроме того, врач работает со структурами головного мозга, черепной коробки, с твердой мозговой оболочкой. Мягкое воздействие нормализует работу систем, отвечающих за те или иные аспекты развития малыша.

Все эти методы позволяют достичь заметного в прогресса в терапии, а в составе комплексных программ они эффективны даже у детей с тяжелыми органическими нарушениями.