Развитие ребенка в 9 месяцев

Грудной возраст — это особый период развития, который характеризуется интенсивными изменениями не только физических, но и психологических параметров. В это время дети сильнее всего подвержены внешнему воздействию: факторам окружающей среды, эмоциональным влияниям, медицинским и оздоровительным процедурам. Именно поэтому родители должны внимательно относиться к состоянию ребенка, замечать возникающие проблемы и своевременно их устранять.
В этой статье мы поговорим о детях в возрасте 9 месяцев. Родители узнают, что малыш должен уметь в этот период, особенности развития ребенка, как с ним правильно взаимодействовать, какие распространенные патологии могут возникать. Также будет затронута тема детской остеопатии и ЛФК: их положительные свойства, показания к обращению. Вы узнаете, нужно ли показывать ребенка специалисту, если он полностью здоров и не нуждается в лечении.

Особенности девятимесячных детей

В 9 месяцев малыши уже активно двигаются, проявляют признаки начальной социализации. Дети нуждаются в повышенном внимании родителей и пространстве для игр.
Каждый малыш индивидуален и развивается по-разному. Однако есть общепризнанные параметры, которым дети должны соответствовать в определенном возрасте. Задача родителей — проводить систематическую оценку развития малыша, чтобы не пропустить формирование каких-либо заболеваний.

Анатомические параметры девятимесячных детей

Физические параметры развития малыша до года являются чрезвычайно важными в комплексной оценке правильного и гармоничного взросления. В 9 месяцев оцениваются следующие показатели: масса тела, рост, окружность головы и окружность груди. Согласно Международной организации здравоохранения (ВОЗ), параметры нормы для 9 месячных детей следующие:
  • Рост: 69,5-74,4 см для мальчиков и 67,6-72,8 см для девочек;
  • Вес: 7,9-10 кг для мальчиков и 7,2-9,4 кг для девочек;
  • Окружность головы: 44,8-47,4 см для мальчиков и 43,7-46,6 см для девочек;
  • Окружность груди: 45,2-49,3 см для мальчиков и 45,6-47,8 см для девочек.

Нужно понимать, что указанные цифры представляют собой усредненные значения. Небольшие отклонения в меньшую или большую сторону допустимы. Также нужно принимать во внимание гармоничность развития ребенка — соответствие показателей друг другу.
Оценивая физические показатели ребенка в конкретном случае, родители должны знать дополнительные критерии. В норме малыш после шестого месяца должен ежемесячно набирать примерно 400 г веса. Рост в этот период каждый месяц увеличивается на 2 см, а окружности головы и груди — на 0,5 см.

Если анатомические параметры малыша сильно отличаются от указанных норм или не соответствуют друг другу, рекомендуется не затягивать с визитом к специалисту. Медицинский сотрудник профессионально оценит состояние ребенка и даст соответствующие рекомендации.

Психомоторное развитие ребенка

Количество психомоторных навыков малыша к 9 месяцам чрезвычайно возрастает. В этот период значительно улучшается координация движений, продолжает развиваться психологическая и социальная активность.

В норме к 9 месяцам малыш уже умеет:
  • сидеть без опоры под спину;
  • самостоятельно садиться, ложиться;
  • ползать на четвереньках (допустимо к 10 месяцам);
  • становиться на колени с помощью опоры;
  • держась за опору, переступать с ноги на ногу;
  • узнавать и различать близких людей на фотографиях;
  • интонационно-выразительно лепетать, пытаясь таким образом разговаривать (уже могут появляться отдельные первые слова);
  • держать самостоятельно сухарик или другую еду и грызть ее;
  • пить из чашки, самостоятельно держа ее в руках;
  • подражать действиям взрослого человека в играх (ладушки, прятки руками и так далее);
  • брать мелкие предметы двумя пальцами: большим и указательным (этот навык в норме может развиваться несколько позже — к 10-11 месяцам);
  • реагировать на собственное имя (оборачиваться или отзываться);
  • спокойно реагировать на высаживание на горшок;
  • играть с другим ребенком, ползти ему навстречу, догонять его;
  • общаться с помощью жестов;
  • смеяться при играх с другим ребенком или взрослыми;
  • длительно играть игрушками, выполняя с ними разнообразные действия;
  • находить и узнавать разные предметы, даже если они лежат не на своих привычных местах ( умеет реагировать на вопрос «Где?»).
Важное значение также имеют рефлексы — автоматические движения в ответ на внешний раздражитель. У девятимесячного ребенка рефлексы из периода новорожденности должны полностью угаснуть. Их обнаружение свидетельствует о нарушениях в работе нервной системы малыша.

В 9 месяцев сохраняется сосательный рефлекс, который подразумевает появление ритмичных движений губ и языка при поглаживании пальцем вокруг рта и по губам. В этом возрасте, если показать малышу игрушку, он тянется за ней руками, а не открывает рот, как в более раннем периоде.

Оценка мышечного тонуса

Проблемы с мышечным тонусом — достаточно частое нарушение у младенца грудного возраста, поэтому родителям стоит знать, как правильно проводить его оценку. Для детей девяти месяцев чаще характерно патологическое повышение тонуса мышц.

Критерии нормального мышечного тонуса у детей на 9 ом месяце:
  • малыш стоит на четвереньках с опорной на голени и ладони;
  • стоя на четвереньках, малыш может опираться только на одну руку;
  • руки у младенца в этом положении выпрямлены, кисти полностью раскрыты;
  • голова свободно поворачивается в разные стороны;
  • стопы располагаются тыльной стороной к опоре;
  • грудь, живот и бедра приподняты над поверхностью, на которой он стоит;
  • младенец беспрепятственно ползает, перенося вес с рук на ноги и обратно.

Если при взаимодействии с младенцем заметно, что у него постоянно сжаты кисти, он не может удерживаться на четвереньках, конечности тяжело разгибаются, то следует показаться специалисту.

Особенности взаимодействия с ребенком

Дети после шестого месяца начинают активно развиваться психологически и социально. К девятимесячному возрасту у младенца уже полностью сформированы зрение и слух, а также стремительно совершенствуется кора головного мозга.
В этот период родителям стоит уделять большое значение взаимодействию с ребенком на социальном и эмоциональном уровне. Нужно больше общаться с малышом, играть с ним в разнообразные игры, не забывать о двигательной активности.

У малыша должны быть разнообразные по цвету, форме и фактуре игрушки. Желательно, чтобы некоторые из них издавали звуки и/или шевелились. Чем больше разнообразия в окружающей малыша действительности, тем проще ему обучаться.

В ходе взаимодействия с ребенком родителям следует принять во внимание следующие рекомендации:
  • Позволяйте малышу самостоятельно класть и вынимать предметы из коробок. Это способствует развитию зрительных и моторных навыков.
  • Побольше общайтесь с ребенком, задавайте ему вопросы, даже если в ответ он просто лепечет. Так малышу проще формировать речевые навыки, учиться новым словам.
  • Рассказывайте младенцу об окружающих его явлениях, предметах, собственных и его действиях.
  • Предлагайте малышу помощь, играйте в совместные игры.
  • Читайте ребенку в 9 месяцев книжки, показывайте картинки. Объясняйте связь между изображением и тем, что происходит в сказке.
  • Не запирайте ребенка в манеже или кроватке, где ему, казалось бы, безопаснее. Он должен двигаться и как можно больше. Окружающее пространство не должно быть однообразным.
  • Не забывайте о прогулках на свежем воздухе с ребенком, которые не только положительно влияют на здоровье, но и дают большой объем информации об окружающем мире.

При взаимодействии с малышом не забывайте про безопасность. Игрушки и окружающие предметы не должны быть слишком мелкими или острыми. Следите за передвижениями ребенка, чтобы не допустить травмы.

Ползание — важный акт подготовки к прямохождению

Прежде, чем начать ходить, девятимесячные малыши начинают ползать и препятствовать этому процессу не рекомендуется. При взаимодействии с детьми, наоборот следует как можно больше внимания уделять этому процессу.

Положительные эффекты ползания для ребенка:
  • увеличение мышечной силы;
  • совершенствование связочного аппарата;
  • улучшение моторики и координации движений;
  • совершенствование чувства баланса;
  • увеличение количества и качества межнейронных связей;
  • подготовка позвоночника к повышенным нагрузкам;
  • формирование правильных изгибов позвоночника;
  • совершенствование связей между полушариями, что в дальнейшем положительно сказывается на обучаемости и памяти малыша.

Во время взаимодействия с ребенком родителям следует почаще выкладывать его на пол на живот. Чтобы мотивировать малыша ползти, можно положить на некотором расстоянии от него любимые игрушки. Не спешите ставить ребенка на ноги и водить за ручки, минуя этап ползания.

Массажный комплекс и гимнастика в девятимесячном возрасте

Детский массажный комплекс вместе с гимнастическими упражнениями представляют собой не просто процедуры для оздоровления и лечения малыша, но также способствуют активному и гармоничному развитию ребенка.

Положительные свойства массажного комплекса и гимнастики при занятиях с ребенком:
  • профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата и нервной системы;
  • улучшение питания и роста костной, мышечной тканей;
  • правильное развитие органов и систем;
  • повышение упругости и эластичности кожи малыша;
  • положительное воздействие на кору головного мозга, активация положительных эмоций;
  • становление правильных двигательных навыков и рефлексов.

Чтобы при занятии гимнастикой с младенцем все прошло хорошо, следует отдельное внимание уделять подготовке. Малыш не должен воспринимать упражнения негативно, а наоборот радоваться им.
Основные правила подготовки к массажу у детей до года:
  • Комплекс желательно проводить в первой половине дня либо за 30-40 минут до еды, либо через час после.
  • Желательно выбирать время так, чтобы малыш был максимально настроен на активную деятельность и радовался ей.
  • Проводить комплекс нужно на столе или любой другой ровной, теплой поверхности. Стол нужно накрыть клеенкой, а сверху пеленкой.
  • Перед занятием с ребенком комнату желательно проветрить.
  • Специальные средства для массажа (масла, эмульсии и так далее) использовать не нужно, если для этого нет особых показаний. Применять можно только те вспомогательные средства, которые порекомендовал врач.
  • Рядом с малышом можно положить его любимые игрушки, погремушки, чтобы еще больше повысить его настроение и заинтересовать его.
В некоторых ситуациях массажный комплекс и гимнастику должен проводить исключительно специалист. Чтобы определить, можно ли самостоятельно заниматься с ребенком, как правильно это делать, стоит посетить врача ЛФК.

Когда массаж и гимнастику делать нельзя?

Несмотря на то, что выполнение гимнастических упражнений с ребенком и проведение массажного комплекса рекомендованы всем, есть состояния, при которых от подобных мероприятий нужно отказаться.
Основные противопоказания:
  • любые острые процессы в организме;
  • повышение температуры вне зависимости от происхождения;
  • тяжелые формы недобора веса (атрофия);
  • воспалительные процессы на коже, костной ткани, мышц, лимфатических узлов;
  • любые болезни, которые сопровождаются болезненностью костей и их повышенной хрупкостью;
  • острая стадия рахита;
  • острые артриты, в том числе туберкулез костей и суставов (как и любая другая форма туберкулеза);
  • геморрагический диатез;
  • врожденные пороки сердца, протекающие с нарушением правильности кровообращения;
  • острые нефриты (воспаление в почках);
  • бедренные, пупочные, паховые или мошоночные грыжи, особенно с риском ущемления.
При наличии перечисленных ограничений делать массаж и гимнастику не рекомендуется, так как процедуры могут усугубить состояние ребенка. Чтобы точно исключить противопоказания, а также узнать, как правильно заниматься с ребенком, лучше предварительно посетить специалиста ЛФК, даже если малыш кажется полностью здоровым.

Распространенные проблемы у ребенка в 9 месяцев

Возникновению каких-либо нарушений у девятимесячных детей способствуют генетические факторы, последствия проблем внутриутробного периода, родов, воздействия внешней среды. Избежать этих нарушений не всегда возможно, но важно своевременно их замечать и принимать меры.

Распространенные нарушения здоровья ребенка 9 месячного возраста:
  • повышенная возбудимость;
  • судорожные приступы;
  • нарушение мышечного тонуса;
  • дрожь конечностей и/или подбородка;
  • нарушение сна;
  • чрезмерная вялость ребенка;
  • частые и обильные срыгивания;
  • отставание в психомоторном развитии;
  • декортикационный синдром (исчезновение приобретенных навыков, сохранение рефлексов новорожденности);
  • запрокинутая или развернутая в одну сторону голова;
  • затруднение глотания;
  • недобор или переизбыток массы тела (дистрофия);
  • рахит;
  • сбой нормального цикла бодрствования и сна.

Чтобы снизить риск появления перечисленных проблем и своевременно заметить их начало, еще с периода новорожденности рекомендуется систематически показывать малыша врачам, даже если он полностью здоров.

Детская остеопатия

Остеопатические мероприятия в грудном возрасте выполняются не только с целью лечения каких-либо заболеваний, но и для профилактики их возникновения. Поэтому показываться врачам с ребенком можно вне зависимости от наличия заболеваний еще с новорожденности.
Главные преимущества детской остеопатии:
  • Комплексный подход и восприятие организма ребенка как единой системы. Остеопат не воздействует на отдельные симптомы болезни, а ищет ее первоначальную причину, чтобы эффективно ее устранить.
  • Лечение проводится без применения лекарств и хирургических манипуляций, что исключает какие-либо потенциально негативные влияния на детский организм. Например, отсутствие побочных эффектов от препаратов.
  • Высокий профиль безопасности остеопатических процедур позволяет проводить их даже самым маленьким пациентам.
  • Остеопатия способствует не только лечению и профилактике детских болезней, но также гармоничному развитию всех органов и систем, становлению двигательных навыков, улучшению работы опорно-двигательного аппарата.

В клинике восстановительной медицины «Качество жизни» практикуется комплексный подход к каждому пациенту. В нашей команде работают опытные детские остеопаты, специалисты ЛФК, детский невролог. Любые мероприятия назначаются только после полноценного глубокого обследования младенца.

Заключение

В девятимесячном возрасте малыш продолжает активно развиваться как физически, так и психологически. Помогать ему в этом и внимательно следить за правильностью взросления — главная задача родителей. Оценить состояние ребенка, порекомендовать дополнительные мероприятия и помочь в случае возникновения проблем со здоровьем могут опытные врачи клиники восстановительной медицины «Качество жизни».