Разница в методах лечения остеопатией и мануальными техниками

«К кому же обратиться: остеопату или мануальному терапевту?» — фундаментальный вопрос пациента с хронической болью.
  • Уже проведены все рентгенологические и компьютерные исследования…
  • Выпита тонна ибупрофена, витаминов, спазмолитиков…
  • Классический массаж не помог…
  • Последний шаг — отдаться в руки врачей, которых то ругают, то хвалят!
И все–таки доказательно они лечат или нет? Остеопат или мануальный терапевт?
На самом деле частица «или» здесь не уместна. Сейчас существует 2 утвержденные Министерством здравоохранения РФ врачебных специальности: мануальный терапевт и остеопат. И тот и другой используют свои руки для лечения пациента.

Разные определения понятий — разная история

Мануальная терапия (лат. manus – кисть, греч. θεραπεία [therapeia] – лечение, оздоровление) — методы лечения и диагностики, представляющие собой воздействие рук терапевта на организм пациента.
Люди с древности лечили друг друга руками, «костоправили». Законы анатомии, физиологии, биомеханики едины. И, казалось бы, подход к мануальному лечению должен быть одинаковым, взятым исследователем из наблюдения за природой и человеком.

Откуда же разделение на остеопатию и мануальную терапию?

Давайте коснемся истории. Долгие годы СССР был под железным занавесом. Медицина варилась в собственном котле и надо сказать, очень неплохом. Далее прошу обратить внимание на хронологические даты:
  • Появление и развитие мануальной терапии в России связано с Карелом Левитом, талантливым неврологом и реабилитологом из Чехии. Им была написана прекрасная книга «Мануальная терапия», переведенная на многие языки мира.
  • Предисловие к ней начинается так: «Функциональные нарушения двигательной системы (вертеброгенные заболевания) имеют массовый характер; уже поэтому они представляют общественную проблему. Мануальная медицина в лечении этих заболеваний является наиболее эффективным и экономичным средством.»
  • В книге «Мануальная терапия» подробно исследована биомеханика позвоночника и суставов, описаны техники их лечения, даны рекомендации по медицинскому массажу, лечебной физкультуре.
  • В 1984 г. К.Левит приехал в Казань, на кафедру неврологии медицинской академии, где провел подготовку первых русских врачей-специалистов.
  • В 1997 году мануальная терапия стала самостоятельной врачебной специальностью. Обучение первичной специальности составляет 560 академических часов.

Современное определение мануальной терапии:
Мануальная медицина — это искусное использование рук для диагностики и лечения структурных и функциональных отклонений в различных тканях и органах тела, включая кости, суставы, мышцы и другие мягкие ткани, являющееся неотъемлемой частью полной медицинской помощи. «Мануальная медицина применяется в дополнение к общим терапевтическим и диагностическим приемам при обратимых функциональных проблемах тела.

Как развивалась остеопатия в нашей стране?

Развитие остеопатии в России связано с Директором ленинградского института детской ортопедии профессором В.Л. Андриановым:
  • По его приглашению в 1988 г. Виола Фрайман, одна из лучших детских остеопатов США провела цикл лекций и демонстраций лечения. Врачи были поражены эффективностью ее работы и новыми аспектами лечения руками.
  • В Санкт‑Петербурге был создан профильный центр ≪Академия развития ребенка≫. В Фрайман порекомендовала для преподавания в первой российской школе остеопатии Роже Капаросси, который в тот момент возглавлял Высшую Школу Остеопатии в Париже. Первыми учениками стали мануальные терапевты
  • Постепенно появились самостоятельные русские школы остеопатии, главной из которых является Институт остеопатии Санкт-Петербурга — это образовательное учреждение, созданное двумя крупнейшими вузами Петербурга СПбГУ и СЗГМУ им. И.И. Мечникова.
Количество академических часов обучения 3588 (сравните с мануальной терапией). Все техники, относящиеся к мануальной терапии, остеопаты изучают на первом году обучения. Мануальная терапия, по сути, это техники структуральной остеопатии. Изучив этот раздел, остеопаты идут дальше, изучая висцеральную остеопатию, остеопатию нервной системы, краниосакральный баланс, биодинамический подход в остеопатии, остеопатический подход в педиатрии.
  • В 2012 году решением Минздрава введена должность «врач-остеопат». В январе 2018 г. Министерством здравоохранения РФ издан приказ «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «остеопатия».

Современное определение остеопатии:
Остеопатия — целостная система мануальной диагностики и лечения, направленная на восстановление нервной регуляции, кровообращения и биомеханики тела человека.
Похоже на определение мануальной терапии? Давайте коснемся истории остеопатии.
А история остеопатии очень длинная. Ее отцом–основателем является американец Эндрю Тейлор Стилл (1828–1917 гг), инженер по первому образованию, врач — по второму.

Он долгие годы изучала анатомию и физиологию человека. На базе собственных знаний им были в начале созданы техники лечения опорно–двигательной системы. В дальнейшем он разработал принципы лечения всего человеческого тела и приступил к лечению болезней, встречавшихся в его практики.
В 19 веке лекарств было мало, а эпидемий много. Ученики Стилла лечили детские инфекции: свинку, коклюш, дифтерию. В трудах Стилла есть рекомендации лечения многих нозологий — от дизентерии до инсульта. Разработанные Стиллом принципы и техники работы с внутренними органами легли в основу висцерального направления в остеопатии.

Пациентов до сих пор смущает слово ОСТЕОПАТИЯ: «Почему вы лечите мой живот? Остеопатия, вроде как к остям отношение имеет?»
Термин остеопатия был введен Э.Т.Стиллом в 1872–1874 гг. Тогда было можно присоединять суффикс «патия» к новым терапевтическим направлениям: гомепатия, гидропатия, натуропатия.
Приведем объяснение определения, данное самим автором в книге «Автобиография Э.Т. Стилла»:
«Если Вы зададите себе вопрос: «Что такое остеопатия?» и откроете медицинский словарь, Вы прочтете определение: «Остеопатия – это болезнь костей». Это серьезная ошибка. «Остеопатия состоит из двух слов: osteo, что значит кость и patos. Кость, «остео», была для меня точкой отсчета в поиске причин патологических состояний, поэтому я объединил «остео» с «патос» или страданием, получив в результате остеопатию. Машиной человеческого тела управляет невидимая сила — жизнь, и она может управлять им гармонично, для чего требуется свобода движения крови, нервов и артерий от места их порождения до места назначения» (стр.145)
Из определения Э.Т Стилла следует, что главная задача остеопатии — не постановка костей на место, а освобождение нервно–сосудистых пучков, обеспечивающих бесперебойное снабжение органов и тканей кровью, иннервацией, создание условий для оттока продуктов жизнедеятельности.

В 1894 году Э.Т. Стилл создает первый остеопатический колледж в Кирксвилле (штат Миссури). Учеников становится все больше. Остеопатия, как лечебное направление, начинает распространяться в Европе и Великобритании.

Стилл придерживался следующих принципов преподавания:
  • углублённое изучение человеческой анатомии, а также физиологии;
  • обучение навыкам пальпации;
  • изложение философских основ остеопатии.
Также велось преподавание и других разделов медицины.
Те же принципы преподавания остеопатии используются в современных европейских и российских остеопатических институтах.
Напомним, что вдумчивые мануальные терапевты, осознав ограничения своей профессии, идут учиться дальше — в остеопатию.

Остеопаты проводят лечение, следуя законам Э.Т.Стилла

Этих законов три:
1. Закон целостности — Разум, душа и тело едины!
2. Функция и структура взаимосвязана. Функция первична!
3. Тело человека способно к самокоррекции и самоизлечению!

Эти законы — не изобретение Стила. Это законы природы и человеческой адаптации. О них писали философы медицины, начиная с Авиценны и Гиппократа. Об этом говорил великий физиолог Анохин, изучавший функциональные системы.

Заслуга Стила в том, что он был Внимательным наблюдателем за природой и выстроил стройную и целостную остеопатическую систему лечения человека, основанную на следовании естеству биологического развития и адаптивности человеческого организма.
При первом прочтении законы остеопатии кажутся не очень понятными, мыленными фразами, но в них заложена огромная практическая польза.

Первый закон остеопатии: Разум, душа и тело – едины
Возьмем пациентку, в разум которой в детстве заложили некую установку: «Женщина должна быть милой и доброй, никогда не выражать негативных чувств, а лучше вообще их не выражать. Только тогда она женщина».
Наверное, некоторым это знакомо?
Душа оказывается в тисках негативной установки. Она не может теперь свободно проявлять себя, защищать свои границы разумной агрессией, бушевать от восторга, горько оплакивать потери. Ей дан запрет разумом.
Вспомните животное, готовое к нападению или защите. Тело напряжено. Холка вздыблена. Зубы сжаты. Оскал. Вдох. Задержка дыхания. Прыжок, наполненный огромной энергией. Битва!
И полное расслабление после победы.
А нашей пациентке приходится всю жизнь сталкиваться с разумным отстаиванием своих границ, с точки зрения мира природы, «с нападением»: в детском салу, в школе, с партнерами, с начальниками…
Глубокий вдох… напряжение верха спины… диафрагмы… сжатые зубы… кулаки…
Но разум выдает установку: «Я хорошая девочка!» и эмоция не выражена. Энергия осталась в теле запертой и отправилась создавать застойные остеопатические повреждения.

Результаты:
  • Бруксизм: хроническое напряжение челюстей, сжатые зубы, ночное скрежетание.
  • Длительное напряжение верха спины: боли в шее, напряжение связок сердца.
  • Застойная, поверхностно дышащая диафрагма: нарушение оттока венозной крови из живота и нарушение иннервации внутренних органов.
Вспоминаем! Остеопатия, в первую очередь, освобождает сосуды и нервы. Малый дамский набор: хронический гастрит, холецистит, панкреатит!

– Артериальная гипертензия.
Чем данной пациентке поможет мануальная терапия?
Только в части работы с шейными позвонками. Но боли в шее у пациентки вторичны, это следствие общих проблем
Какова задача остеопата с точки зрения первого закона?

Остеопат:
  • медленно убирает одно за другим напряжения из тела;
  • стабилизирует вегетативную нервную систему (мануальная терапия этого делать не может!);
Результат — ресурс здоровья нарастает, закупоренные эмоции начинают выходить наружу. Человек потихоньку начинает слушать себя и свою душу. Начинается самоисцеление.

Рассмотрим второй закон остеопатии: Функция и структура взаимосвязана. Функция первична.
На примере балерины:
Девочку в 5 лет отдали в балет. Внимательные родители волшебным образом угадали призвание ребенка. Началось формирование важной функции — балерина.
Под эту функцию постепенно меняется вся структура тела. Мышечный каркас становится сверхсильным. Одни связки — очень растяжимыми, другие — очень крепкими. Стопы, скажем мягко, не очень эстетично моделируются под пуанты. Природные изгибы позвоночника уплощаются. Нервная система закаляется под способность переносить боль для победы в первенстве за первую партию.
Нужно ли это в обычной жизни? Нет. Но функция перестроила тело под сложный танец.
Что же будет делать остеопат при обращении такой пациентки? Возвращать телу его функцию до начала тренировок? Нет!
Остеопат будет помогать телу обрести целостность и эффективность в новой функции. Балансировать твердую мозговую оболочку, снимать напряжение с межкостных мембран, возвращать центрированность поврежденным суставам и так далее. В зависимости от запроса тела.

У мануальной терапии в этом случае подход упрощенный — убрать проблемы опорно–двигательного аппарата.
Балерина закончила свою карьеру, станцевав все важные партии в своей жизни. Она ушла на тренерский покой и решила стать мамой. Новый запрос к остеопату. В данной ситуации мы должны помочь телу в подготовке к новой функции – материнству.


Для этого нужно поработать с перенапряженными мышцами поясницы, освободить маточно–крестцовые связки, расслабить мышцы тазового дна и вернуть стопы из пуант в обычную обувь. Создать оптимальные условия для возвращения структуры тела в «обычную жизнь» и экологичного течения беременности. Только остеопат может помочь гармоничному изменению функции человека.
Подобный пример можно перенести на все виды спорта и изменения жизненной активности. Ощущая эффективность остеопатии, многие спортсмены стали пациентами остеопатов, отказавшись от мануальной терапии.

Третий закон остеопатии. Способность к самокоррекции и самоизлечению.
Вспомним Гиппократа:
«Исцеление — это дело времени, но иногда это также дело возможности».
То есть если создать возможность, то со временем произойдет исцеление.
Что такое возможность? Это нейтрализация воздействующего повреждающего фактора!
Например, при иммобилизации перелома (гипс) кость самостоятельно срастается.
Изменение питания в сторону отказа от вредного фастфуда приводит к нормализации обмена веществ.
Отказ от большого количества кетчупа и майонеза способствует излечению гастрита.

Почему нужно время?
Нервная система человека устроена таким образом, что она запоминает повреждающую силу. Инерция повреждения сохраняется в тканях. Необходим временной промежуток, чтобы тело перепрограммировалось на здоровье.
Как этот закон остеопаты используют на практике?
Возьмем больной сустав, который много раз подвергался повреждениям: его били, неправильно использовали, длительно обездвиживали. Его много раз трастовали мануальные терапевты. В суставе накопилась память о большом количеств разновекторных повреждающих сил. Для того, чтобы эту память убрать, мы используем мягкую остеопатическую технику набора параметров.
Порой пациент с подозрением смотрит на врача–остеопата, который вместо того, чтобы массировать и крутить сустав, как это принято в мануальной терапии, медитативно держит его руками.

В этот момент, остеопат микродвижениями выбирает все повреждающие вектора, чтобы создать нейтральность в больном месте. Как только все повреждающие силы уравновешены, запертое здоровье выходит наружу и «включает» истинную ось движения. Иногда эту технику приходится повторять сеанс за сеансом, потому что силы здоровья не всегда хватает, чтобы сразу убрать память повреждения.
Подобный остеопатический подход применим к усталому глазу, позвонку, любому органу тела.
Настоящая остеопатия – это создание условий для проявления ЗДОРОВЬЯ в разуме, душе и теле пациента.
Вернемся к истории остеопатии. Следующий ее этап связан с именем Уильяма Гарнера Сатерленда (1873=1954гг.),ученика Стилла.
Его вкладом стало открытие «краниального ритмического импульса» — фундаментального открытия, которое, однако, было признано Американской академией остеопатии лишь 40 лет спустя и до сих пор отрицается ортодоксальной медициной.
Речь идет о том, что мы называем «черепным дыханием» или «первичным дыхательным механизмом». В основе этого открытия лежали наблюдения Сатерленда. Увлеченно изучая анатомию черепа, он был поражен его строением и задавался вопросом, почему некоторые структуры черепа покрывают друг друга, как чешуйки? В механике такие конструкции используются для того, чтобы один элемент мог двигаться относительно другого.

В книгах описывались кости черепа, но никогда не говорилось о роли швов между ними. Проведя множество экспериментов, этот остеопат доказал подвижность костей черепа по отношению друг к другу! Так родилось еще одно направление в остеопатии — краниальная остеопатия.
Попробуем объяснить, что такое краниосакральный баланс. В переводе с латыни — это баланс череп-крестец.

Когда мы были совсем маленькими 10–12 дневными эмбрионами, то представляли собой маленькую полосочку, из которой постепенно появлялись самые значимые для природы части: сердце, нервная система (головной и спинной мозг), печень, внутренние органы.
Дальше маленькое тело стало строить защитные футляры для самого ценного — «мешки» и оболочки и, наконец, сверху все прикрыло «скафандром» — костно-мышечным скелетом.
Остеопатия исходит из того, что мозг имеет свою ритмическую активность или мотильность, совершая определенные движения расширения и сокращения. Эти движения обеспечивают хорошую жизненную активность и стабильность нашей нервной системе, позволяя ей успешно регулировать всю жизнедеятельность организма.
Мы уже знаем, что мозг окружен защитами. И одна из самых важных для нас — твердая мозговая оболочка. Чулок, похожий на тонкий пергамент, верхний край которого крепится на уровне межбровья, а нижний – к копчику. Внутри черепа твердая мозговая оболочка создает полочки и отделения для мозга: полушарий, подкорковых структур и мозжечка.

Твердая мозговая оболочка имеет еще 2 очень важных места прикрепления: в области соединения затылочной кости и первых двух шейных позвонков, и в месте соединения последнего поясничного позвонка с крестцом. Места прикрепления твердой мозговой — одни из самых уязвимых мест тела.

Соединение затылка и шеи – место не только прикрепления оболочки мозга, но и выхода важных нервов и сосудов в 95% родов подвергается травме от минимальной до выраженной. Это так же место скопления психоэмоционального напряжения во взрослом возрасте.

Соединение позвоночника и крестца несет основную осевую нагрузку прямохождения.
Зона надпереносья — место суровых ударов в мужских боях (именно поэтому сдавление твердой мозговой оболочки может вызывать непроходящую заложенность носа у боксеров).

Копчик – частый объект падения.
Кроме того, «травмировать» оболочку мозга в других местах могут ушибы, эпидуральная или спинальная анестезии, вирусные инфекции.
Свободно двигающийся между тазовыми костями крестец, подвижность швов черепа и отсутствие спаек дают свободу твердой мозговой оболочке, которая в свою очередь не ограничивает мотильность мозга.
Уравновешивая между собой затылочную и крестцовую кости, остеопат облегчает подвижность оболочек мозга и возвращает первичное дыхание телу. Краниосакральный ритм в остеопатии составляет 10-14 в минуту.
Очень важна тема остеопатической работы с твердой мозговой оболочкой у новорожденных и детей до 7 лет.
По сути дела, твердая мозговая оболочка — одна из немногих зрелых структур к моменту рождения. С точки зрения остеопатии, она первична по отношению к костям. Череп новорожденного — это роднички и наполовину хрящи, наполовину кости. Затылочная кость состоит из 8 соединенных друг с другом косточек, которые станут единым целым только к 7 годам.
Позвонки состоят из 4 частичек каждый. Скелет очень пластичен, может подвергаться выраженным деформациям, особенно в родах. Внутри него как система тенсегрити натянута ТМО, которая подстраивается под изменения черепа и позвоночника. С возрастом костные деформации становятся заметны меньше, но память о них остается в оболочке мозга.
С этой остеопатической позиции можно подходить к развитию детских сколиозов. Позвоночник начинает выстраиваться вокруг деформированной оболочки мозга, которая запомнила травму родов. Поэтому мнение мануальной терапии про «поставить» малышу на место позвонки является крайне опасной. Смещение позвонка является вторичным по отношению к положению костей черепа и крестца. «Вправленный» позвонок вернется на свое место в деформированной краниосакральной оси. В свою очередь остеопатический баланс всего тела малыша приводит к тому, что весь позвоночник выравнивается сам.

Простая остеопатическая техника работы с местами прикрепления оболочек мозга и баланса между затылком и крестцом может полностью восстановить здоровье ребенку и значительно повысить качество жизни взрослого.
Остеопатия изначально формировалась, как целостный подход к человеческому организму. Ее задача найти и вылечить причину недомогания как симптома системы. Этим она отличается от современного терапевтического подхода и деления на специалистов по нервам, сердцу, глазу, уху, желудку. Чтоб получить диагноз, пациенту надо пройти кучу врачебных кабинетов. Это не плохо и не хорошо. Это наша реальность.

Целостностью подхода остеопатия отличается и от мануальной терапии, висцерального массажа, изолированной краниосакральной терапии.
Остеопатическое образование у врачей второе. Имея за своими плечами богатый клинический опыт, каждый из нас силен в той области классической медицины, которой отдал годы жизни. Но, становясь остеопатами, мы «переучиваемся» на целостный взгляд на человека. И с обретением опыта можем лечить любого пациента.

Как в медицинском институте мы проходили кафедрой за кафедрой, так и при остеопатическом обучении проходим различные учебные сектора:
  • структуральная остеопатия — как работать с костной и мышечной системами;
  • висцеральная — как работать с пищеварительной, мочеполовой, сердечно-легочной системами;
  • краниальная остеопатия — как работать с нервной системой и «содержимым» головы.
В конце цикла обучения мы сдаем экзамены по секторам и главный экзамен — клинический: как использовать совокупность знаний при лечении пациента.

Приведем пример остеопатического подхода:
Пациент жалуется на запоры. Причин может быть много:
  • нарушение оттока желчи из печени;
  • напряжение илеоцекального угла кишечника;
  • проблемы в позвонках, из которых идут нервы к кишечнику;
  • хронический стресс с преобладанием тонуса симпатики;
  • психоэмоциональный стресс;
  • нарушения в питании и так далее.
Остеопаты не бросаются лечить кишечник. Остеопаты тщательно опрашивают и осматривает пациента, выбирая, какой подход сегодня нужен организму: структуральный, висцеральный, краниальный? На следующим приеме тело может попросить другое лечение. Остеопаты следуют за просьбами тела, а не навязываем ему свои техники.

Остеопатия — наука о целостности организма. Какая бы техника не проводилась: освобождение связки печени, уравновешивание позвонков, работа с нервно-сосудистым пучком, остеопат все время наблюдает, как эта работа отражается на всем организме.
Для остеопата важно, чтобы любые его действия приводили к балансу осей тела и глобальному уравновешиванию нервной системы. Идея приема — не снять болевой синдром, не «вставить» что–то куда–то, а вернуть былую дружбу и взаимодействие всем органам и системам. Тогда начинается самокоррекция и самоизлечение.

Ощущение тела, как единого целого, в конце сеанса позволяет с определенной достоверностью гарантировать пациенту снижение или исчезновение беспокоящего симптома на 3–5 день после сеанса. Так как мы знаем, что ребаланс тела, выход его на новый уровень здоровья занимает не менее 48 часов.
Не может быть висцерального остеопата или краниосакрального или вертебрального. Нет остеопатов – ЛОРов, травматологов или гинекологов. Остеопат обязан знать всю анатомию и физиологию человека и лечить его с точки зрения единства разума, души и тела!