Нейрореабилитация создает новые, физиологически правильные двигательные алгоритмы, подавая мозгу комплекс специальных сигналов (положение тела в пространстве, определенные позы, зрительные, слуховые раздражители). Специалист управляет движениями ребенка, при этом контролируя его реакции на уровне головы, плечевого и тазового пояса.
Ребенок вместе с инструктором проходит путь, заложенный природой:
- Удержание головы. Физиотерапевт разгибает конечности и шею в положении лежа на спине. Лежа на животе с согнутыми руками (задействованы плечевые, локтевые суставы) – поднимает голову, выдвигает вперед руки, покачивает, встряхивает их. Под грудь подложен валик.
- Переворачивание. Инструктор медленно, плавно, последовательно поворачивает ноги, затем таз и туловище.
- Сидение. Реабилитолог усаживает ребенка, придерживая его за руки. Фиксирует позу, предупреждает заваливание на бок. Затем укладывает, снова поднимает в положение сидя. Между ног должен быть помещен валик.
- Ползание. Ребенок стоит на четвереньках, его руки и ноги перемещаются в правильной последовательности, промежуточные лишние движения тормозятся терапевтом. Корректируется постановка рук на поверхность, контролируется твердость упора.
- Стояние и ходьба. После того, как все младенческие навыки закреплены, в идеальном результате ребенок управляет телом силой воли, переходят к более сложным упражнениям. Они направлены на удержание вертикального положения и отработку движений конечностей при ходьбе.
Детские занятия проводят в игровых комнатах. Каждая игрушка способствует развитию определенного навыка. В зависимости от того, как инструктор подает ее ребенку, пациент выполняет заданное движение, принимает правильную позу. Для более старших детей в игру включаются элементы самообслуживания, которые ребенку необходимо усвоить, закрепить и применять в дальнейшей жизни. Обычно нейродинамическая ЛФК легко переносится, именно потому, что воспринимается ребенком как игра.
Лечебная физическая культура должна проводиться ежедневно без перерывов. Комплексная реабилитация ребенка с ДЦП — это совместная работа врача-инструктора, невролога, ортопеда и родителей. Продолжительная и кропотливая работа, но при этом обладающая преимуществами:
- Закрепленный, стабильный результат. Двигательные навыки не подвержены регрессии, они гармонично встроены в жизнь пациента.
- Безопасность и атравматичность методики.
- Отсутствие медикаментозного сопровождения, что означает снижение токсической нагрузки на организм.
- Отсутствие побочных нежелательных эффектов.
Бобат терапия показана не только детям с ДЦП, но и тем, кто страдает задержкой общего, психомоторного, речевого, социального развития. Метод успешно применяется в странах Европы и СНГ, не теряя своей актуальности и эффективности уже более 60 лет.